MENU
Главная » 2014 » Апрель » 25 » Развитие творческого мышления на уроках русского языка и литературы
20:53
Развитие творческого мышления на уроках русского языка и литературы

«Развитие творческого мышления на уроках русского языка и литературы»

I. Введение

В послании Президента Республики Казахстан народу от 1 марта 2006 года «Стратегия вхождения Казахстана в 1число 50-ти наиболее конкуретноспособных стран мира» четко обозначена основная цель реформирования казахстанского образования- это обновление качества образования и 1повышения конкуретноспособности национальной системы образования. В соответствии с этим при творческом 1и ответственном подходе к образованию можно формировать у детей 1необходимые в жизни способы и технологии деятельности, активизировать их творческие способности.

Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся в теории и практике обучения стоит особенно а0ктуально, так как прогрессивное развитие науки особенно в последние десятилетия выдвинули у школьников значи0тельно больше, чем предполагалось ранее, возможности усваивать большой поток информации в кратчайшие сроки. Сейчас  Республике Казахстан нужны люди, способные принимать нестанд0артные решения, умеющие творчески мыслить. Приорите0т для нынешней казахстанской системы образования- развитие индивидуальных творческих способностей учащихся и подготовка их к реальной жизни.

Переориента0ция школы на гуманистические, личностно-деятельностные и развивающие технологии обучения изменили отношения к даровитым ученикам-0будущей интеллектуальной элите общест0ва. Определенные требов0ания, выдвигаемые к новой личности XXI века — креативность, активность, социальная ответственность, обладание хорошо развитым интеллектом, профессиональная грамотность.

Развитию мы0шления, речи учащихся, активизации их словаря0 способс-твуют задания творческого характера.

ІІ. Основная часть

Над этой тем0ой я работаю третий год. Я сч0итаю, что не научив ребенка творчески мыслить, не сумев разжеч0ь его интерес, нельзя научить.0

Целью моей работы является:

  1. Развивать творческие способности учащихся;
  2. Создать условия для реализации личности ребенка.

Актуальным дл0я учителя становится приобщение ученика к обучению через его собственный поиск, учитель должен помочь ребенк0у выявить скрыт0ые нереализованные возможности, раскрыть его собст0венное самовыражение. В ребенке нужно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными 0не были его результаты.

Детские творческие увлечения, фантазия, стремление создать что-то новое, свое, лучшее является той движущей силой, которая помогает человеку в жизни, заставляет его двигаться вперед к совершенству.

Чтобы пр0едмет для учеников не превратился в скучны0й урок, приходится проявлять массу изобретательности.

Прежде всего урок нужно строить так, чтобы он был четким по форме и разнообразным по содержанию. На своих уроках я заставляю учеников думать, высказывать свои суждения.

Мои задачи заключаются в следующем:

  1. развивать связную речь  учащихся.
  2. научить детей выражать свои идеи, мысли, чувства в творческой манере, исп0ользуя оригинальные решения.
  3. на основе знаний и практических навыков раскрывать творческий  потенциал учащихся.0

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Раз0витие речи должно идти паралл0ельно развитию мышления, соответствовать возрастным особенностям детей и содействовать повышению общей культуры школьника.

Практическое овладение русским языком предполагает освоение учащимися всех видов речевой деятельности: аудирования, письма, говорения и чтения.

Основн0ым методом в совершенствовании умения является анализ текста. Анализ текста направлен на то, чтобы  формировать навыки выполнения репродуктивных, поисковых, проблемных и творческих дей0ствий. Первым компонен0том в структуре учебного действия в педагогической психологии признается мотивация, вторым- учебная задача, которая предлагается ученику как определенное задание по прочитанному. От первой встречи с текстом, от того, какие вопросы и задания к текстам будут предложены, зависит, насколько успешно будет развиваться творческое воображение учащихся.

Первый шаг в формировании творческого мышления- ответы на поставленные вопросы, позволяющие выяснить, каково первое вп0ечатление от прочитанного: понравилось ли тебе произведение? 0Чем именно? Почему рассказ так назван? Что нового и интересного вы узнали из текста? Какова главная мысль текста?

В системе работы большую роль играют изложения. Это и процесс, и вид деятельности, и результат этой деятельности. При работе над изложением не только активизируется пассивный словарь ученика, но в его речь входят новые слова, над значением и употреблением которых проводится в классе определенная работа.

Если произведение пробудило в ребенке внутренние мотивы, потребность высказать чувства, которые он испытал при чтении, зн1ачит, созданы определенные условия для успешного анализа прочитанного, перехода от репродуктивных уп1ражнений к творческим. Решение репродуктивных упражнений, выполняемых по предложенным критериям, на основе образца полагает формиро1вать и продуктивные- это воссозд1ание, преобразование текста, собственная оценка действий персонажей: «Ответь словами из текста  «Когда лучше учить уроки?» ( русская речь, 6 класс, стр 47).  Можно ли согласиться с Болатом? Если нет, то почему? Учебные действия при выполнении заданий такого типа относятся к исполнительским, репродуктивным, ответы на них учащиеся могут найти в тексте.

Можно представить ученикам задания, позволяющие детям идти от понимания темы, содержания, идейного смысла произведения к размышлениям об особенностях поведения героев,их оценке, к предложениям о возможных вариантах развития сюжета. Научить писать сочинения-дело очень непростое, и в этом помогают сочинения-миниатюры, работа над которыми начинается в 5-м классе и продолжается до 11-го класса.Ученикам предлагается тема, и они в свободной форме должны выразить свои чувства, мысли, переживания.

Мини-сочинения позволяют учителю не только проследить степень эмоционального воздействия на ребенка, но и увидеть процесс формирования у него нравственных ценностей. Так, прочитав сочинения учащихся 5-8 классов, можно с уверенностью сказать, что тексты учебника и задания к ни1м выработали у детей твердое убежде1ние. Так, например, ученица 6 класса пишет сочинение на тему «Зима»:«Наступила зима. Зима холодная, идет снег. Снег белый, пушистый. Снег блест1ит, как серебро, и слепит глаза. Снегопад неожиданно превратился в метелицу, началась буря. Оседают снежн1ые высокие сугробы.1 Мороз крепчает и ветер усиливается. Он воет и завывает, даже сбивает с ног. А когда дует пронизывающий ветер и погода такая холодная, даже не хочется куда-то выходить».

Такие сочинения являются свидетельством динамики в развитии интеллекта ребенка, который приобретает умения самостоятельно, творчески осмысливая  прочитанное, переходя от репродуктивных задач к творческим.

Учащиеся выполняют задания, требующие определения темы и идеи, анализа поступков и характера героев, языковых особенностей произведения.

Понятие «тема» и «основная мысль произведения» вводятся в 5 классе. В связи с этим в учебнике предусмотрены такого рода задания: «О чем говорится в тексте? Назови тему. Определи основную мысль-идею текста. Выбери предложения, в котором выражена основная мысль текста».

Углублять понимание прочитанного, развивать мышление ученика позволяет выборочное чтение. Так сформировать идею сказки «Алдар-Косе и хвастливый бай» в 5-м  классе дети смогли найти ответ в самом тексте: «Забирай своего верблюда да не хвались наперед. Будь умнее!»

Как видим, сначала сформулирована поисковая задача, а затем предложен и поиск ее решения в тексте. Найденный ответ позволяет прийти к мысли, что бай на самом деле хвастлив и глуп.

Поисковая задача, сформулированная в вопросе, основная учебная единица при обучении анализу текста. 1Ее решение помогает развива1ть логическое мышление, вырабатывать исследовательские, творческие умения и навыки. Ответы на вопросы и задания помогут позднее раскрыть1 характер героев. Так, рассказ «Радости» в 5-м классе требует поиска о1тветов на вопросы, каковы мотивы поведения героев, их характер, как нужно оценить их действие в созда1вшейся ситуации:- Ваше отно1шение к1 Ване. Чем отличается Ваня от других. О каких радостях он говорил? Вам они понятны?

Особое место занимают вопросы и задания относительно жанра текста, использования в нем выразительно-изобразительных средств языка. Ребята находят эпитеты, сравнения: прочитай рассказ «Какой бывает снег?» М.Гая. Каким увидел снег автор рассказа? Какие использовал эпитеты? Снег золотой, алый, серебряный- эпитеты. Найди их, выпиши»

Вопросы и задания к прочитанному произведению помогают ученикам определить жанр текста: по каким признакам сказку «Иван-Царевич и Серый волк» можно отнести к волшебным сказкам?.

Поисковые задачи помогают формировать у детей определенные знания, умения и навыки, позволяющие выполнить творческие задания- самостоятельно сконструировать текст. Среди них- сочинения1 по мотивам прочитанных произведений: «Как баскетбол получил свое название?» в 8-м классе ( напиши небольшую статью об одном из спортсменов по данному плану).1

Составление рассказа, сказки по заданной теме (составь устн1ый рассказ; попробуй написать рассказ об иску1сстве; попробуй написать письмо другу в Белоруссию, в котором расскажешь о празднике Наурыз или оценка поступка друга.Как бы ты поступил на его месте?)

В развитии творчества учащихся играет моторика рук (рисование, лепка). После чтения текста учащиеся рисуют рисунки. Рисунки развивают с1ледующие креативные качества: воображение, фантазию, спо1собность применять знания в иной пл1оскости. Мир в рисунках ребят ярок, контрастен. Так,ученики 5-7 кла1ссов, прочитав сказки (народные, литературные) нарисовали интересные рис1унки на тему «Моя любимая сказка», прочитав стихотворение М.Лермонтова «Осень» нарисовали красивые рисунки.

Еще одно творческое задание, уже коллективное, требующее понимания содержания языковых особенностей текста -озаглавить его. Особый интерес для учащихся представляют задания, связанные с перестройкой текста. Детям нравится придумывать новую концовку, по-своему «казнить» или «миловать» героев.

Прочитав начало текста и прочитав причин1но-следственные связи в действиях героев, ученики желают самос1тоятельные выводы и обобщения, творчески переделы1вая ход повествования, придумывают разные концовки, выражая свое отношение1 к описываемым событиям.

Развивая связную речь, необходимо обучать повествованию, описанию и элементам рассуждения. Дети часто пишут сочинения разного типа: описания, повествования и рассуждения ( «Книги читаю – мир открываю», «Моя Родина- Казахстан», «Моя любимая собака», «Любимый вид спорта», «Зима»» и другие).

Дети часто с1оставляют диалог по образцу. Диалог – наиболее близкая форма речи для детей, позволяющая воспринимать неродной язык фразами. Важно создавать на уроке речевые ситуации, близкие к естественным жизненным условиям, требующие1 от ученик1а обмена мыслями, участия в обсужде1нии данной темы («В магазине», «В библиотеке», «В аптеке» и другие). Дети умеют составлять ребусы, кроссворды, писать рефераты.

Учащиеся 10 классов пишет доклады, рефераты на темы «Жизнь и творчество поэта, писателя, о произведениях разных писателей».

Уроки русского языка и литературы в казахской школе- это уроки развития творческого воображения с разнообразными интеллектуальными возможностями. Чтобы развивать детей творчески и при этом самому творить, учит1ель должен уметь определять вид одаренности.

Один из путей обеспечени11я успешности обучения учеников с разными учебными возможностями является дифференцированная работа по уровню обучаемости:

В своей практике пришла к выводу, что учащихся нужно делить на 3 группы:

1-    группа- учащиеся с высокой успеваемостью. Их отличает широта интересов, творческие задания, самостоятельность. Ребята со средними уч1ебными возможностями составляют 2-ю группу. Главное в р11аботе с ними развитие умственных способностей. Наибольшую трудность для учителя при подготовке к работе представляют 3 группа – учащиеся с пониженной успеваемостью.

На уроках в 6 классах использую «Систему уровненных заданий по развитию самостоятельного творческого мышления», где каждый ученик может показать свои знания по русскому языку.

Часто провожу на уроке игры. Игра, будучи органически присущей детскому возрасту и подростковому, ускоряет и оживляет многие педагогические пр1оцессы. Она стимулирует учащихся к творчеству, осмыслению проблемных 1ситуаций. Обучение в форме игры обеспечивает в1ысокий уровень познавательной активности учащихся.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс также позволяет активизировать п1роцесс обучения, р1азвивать творче1ские способности, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Выполнению поставленных задач во многом способствуют нестандартные уроки. Нестандартные уроки1 способствуют вос1питанию ярко чувствующего и критически мыслящего человека.

Наряду со стандартными технологиями обучения я часто использую на своих уроках новые технологии обучения: некоторые приемы технологии развития критического мышления: «Мозговая атака», «Знаю-узнал- хочу знать», составление кластеров, пятистишья, ассоциации, диаграмму Венна. Эта технология дает возможность развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся. С применением этой технологии повышается уровень самооценки каждого учащегося.

III. Разработка  урока на тему:  «Однокоренные слова и формы одного и того же слова»

Приведу разработку урока-игры, направленный на развитие творческих способностей учащихся.

Цель урока:

  1. закрепить пройденный материал, научить учащихся делать правильный разбор слова по составу
  2. развить логику и мышление учащихся, обобщить знания о словообразовании
  3. воспитать положительного отношения к труду, учебе, воспитать желание самосовершенствоваться.

Тип урока: урок-игра

Методы: словесный, практический, частично-поисковый, кластер, развивающий.

Форма урока: групповая

Оборудование: интерактивная доска, кластер, таблица, опорная схема

Ход урока:

  1. Организационный момент: разделение учащихся на группы, подготовка к уроку
  2. Показ с интерактивной доски опорной схемы
  3. «Мозговая атака»:

- Из каких частей состоит слово?

- Что такое корень слова?

- Что такое однокоренные слова?

- Что такое основа слова?

- Что такое нулевое окончание?

- Изменяемая часть слова?

  1. – Итак, ребята, мы вспомнили части слова в русском языке. Чтение учащимися стихотворений о составе слова («Приставка», «Корень», «Суффикс», «Окончание»)
  2. Игра «Крестики - нолики». 1 команда – «Крестики», 2 команда – «Нолики».

- Кто первый заполнит эту таблицу, ответив на вопросы, которые я зачитаю, та команда побеждает. За каждый правильный ответ каждый ученик получает жетон. У кого больше 2 и 3 место, получают по «5», кто занял 4 и 5 места, получают «4».

Задание № 1.Чем различаются данные слова?

А) сад, садовник, посадка, посадили

Б) садовник, садовника, садовником.

Задание № 2. Докажите, что в выделенных однокоренных словах разные основы. Подберите к каждому слову другие формы этих слов.

Задание № 3. Какие слова однокоренные, а какие стоят в разных формах одного и того же слова?

Труд, труда, труду, трудом.

Трудно, труд,  трудиться, трудный, трудность.

Задание № 4. К данным словам припишите справа другие формы этих же слов

Дети, рисуют.

Задание № 5. Прочитайте. Найдите слова с корнем труд.

Текст. Без чего не может жить человек.

Задание № 6. – Какие знаем пословицы, поговорки о труде?

  1. – Ребята, как вы понимаете выражение «Труд – корень всей нашей жизни?»
  2. Работа над текстом «Домбра и кобыз». а) словарная работа: вручную – қолмен істейтін, выдолбил – ұңғылады, похожие на  рели – құбылған дыбысқа ұқсол, искусством – импровизации – суырып солма өнері; б) выразительное чтение текста.

Задание для сильных учеников: рассказать о домбре-кобызе, истории создания инструмента.

Задание для учеников среднего уровня: ответьте на вопросы: Кобыз – инструмент, предназначенный для….. Домбра – инструмент ….

Задание для слабых учеников: Спишите. Вставите пропущенные буквы: Праздничн… инструмент, интересн… легенда, важн… событие.

Обобщение пройденного материала по методу «Инсерт»

Знаю

Хочу знать

Задание на дом: упр 6 (прочитать и ответить на вопросы, выписать из текста 3 слова, написать к этим словам форму одного и того же слова).

Комментирование оценок.

IV. Заключение

В заключении хочется сказать, что ни одна программа работа с детьми не сможет быть реализована, если учителю не удается создать особой атмосферы общения детей на уроке, атмосферы теплоты, человеческих отношений. Только в такой атмосфере рождается творческий дух, желание раскрыть себя. При развитии творческих способностей заметно повышается интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию  творческого мышления, лучшему освоению знаний, формированию умений и навыков, и это повышает качество обученности по русскому языку и литературы.

 

V.Список использованной литературы

  1. Г.Ф.Гуревич, Р.К.Шаймакова «Русская речь» (Методическое руководство) 6 класс. Алматы «Атамұра», 2006.
  2. Бадамбаева Г.А. «Русская речь. Дидактические материалы» 8 класс. Алматы «Мектеп», 2004
  3. «Русский язык и литература в казахской школе» № 3, 2008 г.
  4. www.menkazak.ru
  5. Текучева Н.В. «Основы методики русского языка в 4-8 классах». Москва. Просвещение, 1983 г.

 

Категория: Открытые уроки | Просмотров: 1868 | Добавил: admin | Теги: Развитие творческого мышления | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Хостинг от uCoz