Главная » Статьи » Ашық сабақтар |
Многообразие земноводных. Значение земноводных в природе и в жизни человека
Тема: Многообразие земноводных. Значение земноводных в природе и в жизни человекаОхрана земноводных.
Цели урока:
• Образовательная – закрепить, обобщить и расширить знания учащихся по теме «Класс Земноводные»;
• Развивающая – учить выделять главное, анализировать, делать выводы;
• Воспитательная – продолжить формирование чувства ответственности за свои действия; умения принимать решения сообща; способности выражать свои мысли ярко, четко, кратко; выслушивать и критически оценивать мнения других. Прививать любовь к окружающей природе.
Тип урока – урок обобщения изученного материала
Форма урока – урок-состязание
Методы – самостоятельная работа, словесно-наглядный, практическая работа.
Приемы – сравнение, обобщение, анализ.
Оборудование:
• Таблицы «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Лягушка», «Тип Хордовые. Класс Земноводные»;
• Фотографии и рисунки с изображением Земноводных;
Оформление доски – запись темы, целей.
Оформление класса – расстановка столов для групповой работы.
Подготовительная часть – деление класса на группы.
Этапы урока. I. Организационный этап: 1.Приветствие; учащихся 2.Определение отсутствующих; 3.Проверка готовности к уроку; 4.Организация внимания
II. Воспроизведение пройденного материала
Проверочная работа по терминам.
на доске записаны: головастик, клоака, мозжечок, резонатор, легкие, желудочек, слизь, червяга, пипа, икринка, семенняки, яичники
III Изучение нового материала
Мотивация – просмотр слайда о Земноводных (ИКТ) (слайд 1). Учитель: Вы догадались, о ком сегодня пойдет речь? Учитель: Конечно же, о Земноводных. Тема нашего урока «Многообразие земноводных. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных. Учитель :Напомните мне, пожалуйста, что означает слово «Земноводные»? Названье сред обитания – земля, вода . А что означает слово «Амфибии»? Учитель: Наш урок пройдет в форме состязания, и именно поэтому вы сидите по группам. 3 группы: «Безногие», «Хвостатые», «Бесхвостые» 1.Сообщение учащихся отряд Безногие слайд 4
2.Сообщение учащихся отрядХвостатые слайд 5
3.Сообщение учащихся отряд Бесхвостые слайд 6
4. Интересные факты о земноводных.
VI Закрепление материала задание№1 Работа по тестам 1.Земноводные - полуводные полуназемные хордовые, поэтому они дышат при помощи…. А)..жабр В)легких и влажной кожи С)легких 2. Скелет земноводных состоит из……А)3 отделов В)5 отделов С)4 отделов 3. В связи с выходом на сушу у земноводных появляются.. А) череп и позвоночник В) веки и барабанная перепонки С)глаза и ноздри 4. В отличие от рыб у земноводных появились А)слюнные железы В) печень С)желудок 5.Личинки земноводных дышат в воде…. А)всей поверхностью тела В)жабрами С)легкими 6. Головастик - это... А)личинка лягушки В)молодой лягушонок С)взрослая особь 7.Предками земноводных могли быть... А)костные рыбы В)хрящевые рыбы С)кистепёрые рыбы 8. Регенерация - это А)восстановление утраченных частей тела... В)сокращение мышц С)сокращение предсердия 9. Голосовые мешки - это... А)голосовые складки В)складки кожи в уголках рта С)складки кожи на спине 10. Сердце амфибий... А)трёхкамерное и два круга кровообращения В)двухкамерное и один круг кровообращения С)в виде трубочки
Задание №2 Заполните таблицу
Класс земноводные представители
Отряд безногие или червяги
Отряд
хвостатые
Отряд бесхвостые
4. Черный ящик
– В черном ящике находится предмет, который используется при плавании. В основу его конструирования были положены особенности строения лягушки. Какой это предмет?
Ответ: ласты (сконструировал француз Луи де Корле 1929 г.).
5 Возраст:
Ученикам предлагается расположить представителей Земноводных в зависимости от продолжтельности жизни.
Саламандра Квакша Тритон Жаба
(слайд 10)
Ответ: квакша 10 лет, тритон 13 лет, саламандра 18 лет, жаба 36 лет. (слайд 11)
6. Ты мне – я тебе: (домашнее задание)
– Каждая группа задает соперникам по 2 вопроса по теме «Земноводные»
Например:
• Как проявляется забота о потомстве у Земноводных?
• Для чего квакают лягушки?
• Какой вред приносят Земноводные? и др.
7. А ну-ка, отгадай!
– Дано несколько слов. Из букв, входящих в эти слова, нужно составить новые слова – названия земноводных животных и их личинок. (слайд 12)
Ответ: саламандра, жерлянка, амбистома. (слайд 13)
8. Дальше-дальше: (слайд 14)
Вопросы командам задаются поочередно.
• Зачем жабам бородавки? (Средства защиты, в них находятся железы, выделяющие яд.)
• Перечислите виды лягушек, обитающих на территории села и его окрестностей? (Зеленые – реки, озера, берега; жерлянки – стоячие лужи в лесу, на лугу; бурые лягушки и жабы – луга, огороды; квакши – кустарники у воды.)
• У какой лягушки нет языка? (У шпорцевой.)
• Какой защитный рефлекс вырабатывается у жучков при виде земноводных? (Переворачиваются, становятся неподвижными.)
• Почему лягушки ведут ночной образ жизни? (Меньше испарения.)
• Какие земноводные всю жизнь проводят в личиночном состоянии имея жабры? (Американские сирены, амбисты, протеи.)
• Какой цвет предпочитают амфибии? (Цвет неба и воды.)
• Где зимуют амфибии? (Прудовая, озерная, травяная – на дне водоема; жабы, жерлянки – в норах, ямках, песке.)
• Как жабы Австралии приспосабливаются к засухе? (Набирают в теле много воды, раздуваются до шарообразного состояния.)
• Назовите самую крупную жабу. (Ага)
• Хвостатое земноводное с блестяще-черной окраской тела и ярко желтыми пятнам. (Саламандра)
• Обычное хвостатое земноводное. (Тритон)
IV. Обобщение и подведение итогов урока
Учитель: Наш урок-состязание подходит к концу, пришло время подвести итоги. Сколько лягушек накопилось у вас за игру. (подсчет)
Оценка учителя – лучшая группа получает «5»
Учитель: А теперь я попрошу руководителя каждой группы объективно оценить работу каждого из участников и передать оценочный лист (приложение ) мне.
Оценка урока учащимися:
– Что понравилось на уроке? Почему?
– Что не понравилось? Почему?
– Удивил ли вас урок?– Надо ли вам еще работать над этой темой?
V. Заключительный этап урока. Дифференцированное задание с учетом интересов, склонностей и желаний учащихся: Приготовить на выбор:
• Биологическую сказку о Земноводных
• Кроссворд по теме «Многообразие Земноводных»
• Интересные сообщения о лягушках
• Рисунки с изображением Амфибий
Литература:
• Большаков А. П. Биология. Занимательные факты и тесты. Санкт-Петербург: "Паритет", 2000.
•
• Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии. Животные.
•
• Справочник школьника по биологии 2006 г.
•
• Яхонтов А.А. Книга для учителя зоологии. 1999 г.
•
• Энциклопедия по биологии
•
• Ж. «Биология в школе» №6 1990 г., № 8 2002 г.
•
• Ж. «Юный натуралист» №3 1995 г., № 6 1998 г
| |
Просмотров: 2106 | Комментарии: 2 | | |
Всего комментариев: 2 | |
| |